25.05.2018
25.05.2018

Российский истребитель пятого поколения придется подождать еще три года

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в среду назвал сроки завершения испытаний российского истребителя 5-го поколения Су-57 (или ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) с новыми, специально созданными для него двигателями. Со старыми движками далеко не все специалисты решались называть Су-57 самолетом 5-го поколения – в экспертных кругах это считалось несколько преждевременным. И вот теперь, наконец, стало ясно, сколько еще российским ВКС ждать этот самолет. По словам Мантурова, «испытания двигателя второго этапа могут продлиться около трех лет».


фото: ru.wikipedia.org

Фото: Dmitry Zherdin.

Когда новейший российский истребитель впервые поднялся в воздух – а произошло это в 2010 году – он летал с двигателями АЛ-41Ф1. Этими же движками оснащен истребитель поколения «4++» Су-35. Именно поэтому ряд авиационных экспертов постоянно утверждали, что о 5-м поколении российской боевой авиации говорить еще рано.

И тут следует подчеркнуть, что двигатель любого самолета – это одна из самых технически сложных его составляющих. Конструкторы часто говорят: когда для машины сделан новый двигатель, это значит новый самолет на 60%, если не больше, уже готов.

Российский Су-57 получил новые двигатели совсем недавно. Первый 17-минутный полет с новыми движками он совершил 5 декабря 2017 года. Оценивая его, Денис Мантуров сказал тогда, что ПАК ФА подтвердил высокий потенциал российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы — уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели.

Новые двигатели для Су-57 пока имеют гриф «изделие 30». Известно, что главное их отличие от старых в том, что благодаря новым движкам, российский аналог американского F22 Raptor сможет совершать длительный полет на сверхзвуке. Пока Су-57 может разгоняться до сверхзвука на форсаже и выполнять кратковременный полет.

По информации из открытых источников, в «изделии 30» улучшена топливная эффективность. Они развивают тягу до 19,5 тонн. Без использования форсажа на этих двигателях Су-57 может лететь на крейсерской скорости, в два раза превышающей скорость звука (2 М), — это свыше 2000 километров в час. У американского F-22 Raptor крейсерская скорость – 1,82 М. Максимальная скорость Су-57 также выше, чем у американского конкурента. Наш разгоняется до 3 тыс. км в час, а американец – до 2140 км в час. Обещают, что серийное производство Су-57 начнется с 2019 года, после того, как сначала изготовят установочную партию из 12 машин.

Безусловно, все это можно считать большим шагом вперед для российского авиапрома, технологическая база которого в 90-х годах прошлого века была серьезно подорвана. Однако почивать на лаврах тоже не следует, как и сбрасывать со счетов, что рад стран – США, Китай, Япония – уже работают над проектом истребителя 6-го поколения. И здесь они, похоже, продвинулись дальше нас. Во всяком случае, уже точно известно, что в США, к примеру, эту машину делает фирма «Боинг». Проект называется F/A-XX. Поднять его планируют к 2030 году. Самолет должен прийти на замену палубных истребителей F/A-18E/F «Super Hornet».

Известен уже и его облик – макет впервые показали еще в 2009 году, правда, позже он был подвергнут серьезной доработке. F/A-XX — двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км. О типе двигателя ничего не сообщается, но специалисты считают, что он вероятнее всего турбореактивный и способен обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указывается, но гиперзвука, считают эксперты, она почти наверняка, не достигает.

Справка «МК»: Су-57 перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения разработки ОКБ имени Сухого. До августа 2017 года самолёт был известен под заводским индексом Т-50. Самолёт разработан для замены в российских ВВС тяжёлого истребителя Су-27. Для экспортных поставок на базе Су-57 совместно с Индией предполагается создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения). Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Первый коментарий

Оставить комментарий

Your email address will not be published.


*