27.05.2018
27.05.2018

Причиной ремонта «Адмирала Кузнецова» стала «родовая травма»

Флагман ВМФ России, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который недавно участвовал в походе к берегам Сирии, встает на ремонт. Снова вернуться в строй он должен только в 2021 году. Мы выяснили, почему судну понадобилась столь длительная «починка».

Фото: Mil.ru.

«Адмиралу Кузнецову» — сами моряки ласково зовут его «Кузей» — уже более 30 лет. Его спустили на воду в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Это были времена развала Союза, что сильно сказалось на качестве его постройки. В результате — это известно всем морякам — корабль сегодня больше ремонтируется, чем ходит в море. Практически после каждого выхода ему требуется серьезный ремонт.

Последний его поход к сирийским берегам состоялся в 2016 году. Тогда в Средиземном море он принял участие в операции ВКС РФ. С его палубы летчиками морской авиации с целью уничтожения объектов террористов было выполнено свыше 420 боевых вылетов. Из них 117 ночью.

Правда, поход сопровождался сразу несколькими авариями, что несколько смазало победную картинку. Многим тогда запомнились широко растиражированные в соцсетях снимки, на которых во время перехода через пролив Ла-Манш крейсер запечатлен весь окутанный клубами черного дыма, что стало причиной злых насмешек блогеров.

В Минобороны тогда объяснили, что, скорее всего, такой дым появляется из-за неполного сгорания топлива в баках крейсера. И вот теперь, как стало известно, Объединенная судостроительная корпорация подписала с военными контракт (стоимость его не уточняется) на ремонт корабля. Как в Санкт-Петербурге в начале апреля заявлял заместитель министра обороны России Юрий Борисов, «авианосец будет проходить ремонт, замену всех котлов, оборудования». Он сообщил, что все работы будут проводится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске (филиал Центра судоремонта «Звездочка»).

Что касается котлов и оборудования, то это всегда было главной проблемой «Адмирала Кузнецова». Фактически его «родовой травмой», которая стала проявляться с первых же дней передачи корабля флоту. В его котлах из-за плохого металла вечно горели трубки, из-за которых он постоянно ремонтировался. Кроме того, в качестве топлива «Кузнецов» использовал мазут, из-за чего объем его топливных резервуаров был такой же, какой имели все корабли Северного флота в 1939 году, вместе взятые. Так что «накормить» его всегда было слишком дорогим удовольствием.

Даже самый первый поход «Кузнецова» сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, из-за чего корабль неоднократно лишался хода и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

В декабре 2007 года после очередного планового ремонта ТАВКР «Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море — так ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане. Однако после этого «Кузнецов» снова отправился на ремонт в судоремонтный центр «Зведочка», который завершился в декабре 2008-го. На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъёма самолётов на лётную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

Перед своим последним походом в Средиземное море в 2016 году «Кузнецов» снова ремонтировался и командование ВМФ сильно беспокоилось, выдержит ли наш единственный авианосец этот важный поход. Но он выдержал. И если не считать конфуза с черным дымом в Ла-Манше, справился с поставленными задачами неплохо. Правда, тогда было потеряны два палубных истребителя. Сначала при заходе на посадку упал в море МиГ-29К, а потом из-за обрыва посадочного троса с палубы в воду укатился Су-33. Однако эти аварии к техническому состоянию самого крейсера отношения не имели.

Военные специалисты и представители «оборонки» постоянно спорят: единственному российскому авианесущему крейсеру нужен только ремонт, или требуется еще и глубокая модернизация? Единого мнения на этот счет до сих пор нет.

Одни специалисты считают, что корпус корабля крепкий и прослужит еще не один десяток лет, а потому нужно обновить систему управления, навигационное оборудование, связь и сделать необходимые доработки под новейшие системы вооружения. Правда, они не скрывают, что это потребует не только времени, но и десятков миллиардов рублей.

Другие считают, что «Кузе» осталось не более десятка лет, а потому его глубокая модернизация — дело неоправданно дорогое. Недавно главком ВМФ Владимир Королев говорил, что у руководства есть планы строительства новых авианесущих кораблей. Однако планы планами, а в программе вооружения на 2018-2025 годы денег на них пока не предусмотрено.

Третьи эксперты уверяют, что в современной войне такой крупный корабль как авианосец — это всего лишь большая и очень удобная цель для уничтожения. К тому же он не может выполнять боевые задачи в одиночку, ему требуется большая группа кораблей и судов обеспечения, что тоже довольно дорого. Но тогда не будет ли дешевле и эффективней пустить эти деньги, к примеру, на производство «Калибров», которые так не нравятся генералам Пентагона и НАТО, и вооружить этими высокоточными ракетами небольшие фрегаты и подлодки?

…Ну а пока идут все эти споры, флагман российского флота тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в очередной раз отправляется на заслуженный ремонт. И он, считают эксперты, может продлиться куда дольше, чем обещают. Вполне возможно, он затянется лет на 10-12.

Первый коментарий

Оставить комментарий

Your email address will not be published.


*